Дисциплина – настолько субъективное понятие, что бывает трудно определить ее рамки. Такая неопределенность приводит к тому, что родители, прививая дисциплинированность ребенку, допускают ошибки. Рассмотрим самые распространенные из них.
Воспитание – это сложная работа, которую родители выполняют, не зная наверняка, как это делать. Когда у вас появляется ребенок, вы учите его жить в этом мире и в то же время сами многому учитесь.
Многие родители чувствуют себя измотанными и беспомощными, когда у них появляется ребенок. Родительство приносит как радость, так и множество проблем и изменений в образе жизни и рабочем графике.
На этом этапе родители должны избежать некоторых ошибок, чтобы воспитать ребенка самостоятельным и способным справиться с различными жизненными ситуациями.
Удобная ложь
Нельзя. Мы часто игнорируем правило, согласно которому должны делать то же, чему учим своих детей. Забывая об этом, не стоит ожидать, что дети последуют нашим советам. Дети учатся обманывать в раннем возрасте. Вам достаточно всего лишь солгать в мелочах, чтобы ребенок последовал вашему примеру. Дети улавливают самые тонкие нюансы лжи.
Рассказы о несуществующих монстрах, ложь о том, почему ребенок пропустил школу и почему вы не пошли в гости к друзьям, сокрытие каких-либо фактов от супруга – все это типичные ситуации, когда ребенок воспринимает ложь. Взрослые называют это оправданиями, однако дети воспринимают это как ложь. Взрослые могут отличать правду от лжи, но для ребенка это трудно. Постоянное использование оправданной лжи тоже учит ребенка лгать.
Необходимо. Осторожно относиться к использованию лжи в повседневной жизни. Ваша задача – показать ребенку хороший пример для подражания. Если вы этого не сделаете, вся ваша работа по его воспитанию будет неэффективной. Вместо того чтобы лгать в присутствии ребенка постарайтесь исправить ситуацию. Объясните ребенку свое поведение, чтобы он смог его понять и посочувствовать вам. Это даст и вам, и ребенку возможность честно поговорить и построить крепкие взаимоотношения. Открытое общение – это хороший способ объяснить свою точку зрения.
Пустые угрозы
Нельзя. «Перестань расплескивать суп на стол, или я тебе покажу!». Угрозы и шантаж распространены во многих семьях. Заставить ребенка выполнить домашние обязанности (убирать в комнате, складывать игрушки, одежду и книги на свои места, учить уроки, вовремя принимать пищу и т.д.) является для родителей непростой задачей. Поэтому они часто угрожают ребенку последствиями за невыполнение этих обязанностей. Они говорят, что не разрешат ребенку смотреть телевизор, играть в компьютерные игры, пользоваться мобильным телефоном, гулять и т.д.
К сожалению, родители редко приводят свои угрозы в действие, и дети перестают воспринимать их всерьез. Дети не понимают важность родительских указаний, а угрозы в их понимании превращаются в пустые слова.
Необходимо. В таких ситуациях важно, чтобы ваши слова совпадали с действиями. Родители не любят играть роль «плохого полицейского», но иногда необходимо прививать ребенку дисциплину. Если ребенок слышит только угрозы или предупреждения, он понимает, что у него есть второй, третий шанс и т.д. Например, если вы говорите: «Или ты идешь обедать, или я выключу телевизор», он, вероятно, не услышит вас, пока вы не выключите телевизор. Вместо этого вы можете напомнить ребенку о последствиях, которые наступили в прошлый раз, например: «Помнишь, что случилось вчера, когда ты не пошел ужинать?». Такие напоминания помогают дисциплинировать ребенка, а также делают ваши предупреждения весомыми для ребенка. Когда ребенок четко поймет правила, которые вы ему озвучиваете, вам не будет нужно напоминать ему их или угрожать.
Материальные поощрения
Нельзя. Поощрения – хороший способ дисциплинировать ребенка. Система вознаграждений помогает ребенку сформировать хорошую модель поведения. Однако есть большая вероятность того, что эта система превратится в подкуп. Неправильная мотивация приводит к тому, что ребенок на первое место ставит свои эгоистичные мотивы. Когда вы говорите ребенку, например: «Если ты уберешь свою комнату, после этого можешь пойти погулять с друзьями», ваша мотивация превращается в подкуп.
Необходимо. Помогите ребенку понять, что мотивация должна исходить изнутри. Если вы честно объясните ребенку последствия за невыполнение обязанностей, это поможет ему понять серьезность ситуации. Например, вы можете объяснить ему, что если он не будет готовиться к экзаменам, то будет получать плохие оценки и может остаться на второй год. Если ребенок не будет убирать в комнате, он будет тратить много времени на то, чтобы найти нужные вещи, или в комнате могут завестись вредные насекомые.
Постарайтесь, чтобы этот разговор проходил в форме диалога, а не нравоучения. Когда ребенок имеет возможность высказать свою точку зрения, он с большей вероятностью сделает выводы из этого разговора. Кроме того, диалог поможет ребенку лучше понять вас.
Нарушение собственных правил
Нельзя. Простые правила обычно даются труднее всего. Например, многие родители учат детей чистить зубы дважды в день. Но сколько из них сами придерживаются этого правила? Дети скорее последуют негативному примеру родителей, чем положительному. Это касается и простых правил, которым мы учим своих детей: выключать свет, выходя из комнаты, мыть руки перед едой, говорить «спасибо» и «пожалуйста», делиться своими вещами и т. д.
Эти правила – основа дисциплины, но, если вы сами их не соблюдаете, ребенок также будет в них сомневаться.
Необходимо. Первое правило при установлении правил – соблюдать их самим. Родители являются примером подражания для ребенка. Следовательно, ребенок будет учиться у вас, в том числе и дисциплине. Придерживайтесь правил, которые вы устанавливаете для ребенка. Показывайте ему хороший пример и объясняйте важность таких действий. Вместе мойте руки перед едой, чистите зубы на ночь, мягко напоминайте ребенку, чтобы он выключал свет или говорил «спасибо» или «пожалуйста». Ваша компания поможет ребенку усвоить правила дисциплины.
Слишком долгое ожидание
Нельзя. Иногда мы слишком долго ждем, пока ребенок начнет следовать какому-либо правилу. Мы не обращаем внимания на непослушание ребенка, ожидая, что рано или поздно он послушается. Например, родители обычно слишком долго ждут, чтобы ребенок помыл обувь после прогулки. Родители обычно откладывают наказание за плохое поведение слишком долго.
Необходимо. Ребенок воспринимает ваши правила несерьезно и игнорирует их. Сообщите ребенку о последствиях: «Если ты не помоешь обувь, тебе придется завтра идти в школу в грязных туфлях». Так он лучше поймет необходимость выполнять ту или иную работу. Понимая реальные последствия, он становится более ответственным.
Длинные нравоучения
Нельзя. Это самая распространенная ошибка, которую допускают родители. Длинные нравоучения и указания, как ребенок должен поступать в тех или иных ситуациях, могут испортить ваши с ним отношения. Представьте на минуту, как скучно и бессмысленно раз за разом слушать то, что вы и так знаете. Вы можете это понять, ведь и сами часто сталкиваетесь с такими ситуациями на работе.
Как взрослые не любят слушать длинные монологи с указаниями, так и дети перестают их слушать где-то после третьего предложения.
Необходимо. Вместо нравоучений следует обсудить правила с ребенком. При этом важно говорить по сути. Вспоминая различные случаи плохого поведения ребенка, которые происходили в прошлом, вы можете заставить его думать, что вы его не цените. Кроме того, длинные нравоучения приводят к тому, что ребенок упускает из виду то, что вы хотите донести до него. Поэтому лучше использовать диалог для объяснения правил. Спросите его о причинах его поведения. Дайте ему возможность объяснить свой поступок и поговорите с ним о том, как исправить ситуацию. Чем больше вы позволяете ребенку чувствовать, что он может повлиять на ситуацию, тем более ответственным он становится.
Воспитание с гневом
Нельзя. Гнев – это ваш злейший враг, потому что он мешает вам здраво мыслить. Гнев, направленный на детей, – самая худшая ошибка, которую родители могут допустить в процессе воспитания. В порыве гнева вы можете сказать ребенку то, о чем впоследствии пожалеете. Кроме того, вы можете выместить свой гнев на ребенке тогда, когда он не виноват в сложившейся ситуации.
Гнев, который вы проявляете в воспитании ребенка, может иметь долгосрочные последствия. Это приводит к недоверию ребенка по отношению к вам.
Необходимо. Родители должны оказывать поддержку своему ребенку. Это помогает ему преодолевать препятствия на протяжении всей жизни. Поэтому, чтобы избежать необдуманных поступков, сначала успокойтесь, приведите свои мысли в порядок, а затем спокойно объясните свою точку зрения. Например, если ребенок плохо написал контрольную работу, не нужно его отчитывать в присутствии учителя или одноклассников. Можно поговорить с ним по возвращении домой. Важно, чтобы вы помогли ребенку найти решение проблемы, а затем помочь ему достичь желаемого результата.
Воспитание без уважения
Нельзя. Легче требовать уважения к себе, чем проявлять его по отношению к другим. Родители ожидают и требуют уважения детей к себе и старшим. При этом сами они допускают неуважительное обращение с ребенком. Унижая ребенка в присутствии других, используя грубые слова, вы только учите его неуважительному поведению. Если вы обнаружите, что ваш ребенок ведет себя грубо или неуважительно, следует вмешаться и понять причины такого поведения.
Необходимо. Вместо того чтобы сразу кричать на ребенка в присутствии окружающих, возьмите паузу. Уведите его подальше от толпы, а затем с глазу на глаз поговорите о том, что случилось. Относитесь к своему ребенку как к взрослому и постарайтесь разобраться в ситуации как со взрослым. Важно при этом понять, что вам хочет сказать ваш ребенок. Отрицание точки зрения ребенка только усугубит проблему и приведет к его неправильному поведению.
Отрицательные указания
Нельзя. «Не смотри телевизор», «не ешь руками», «не трогай руками растения», «не ходи на улицу» – список таких указаний может быть бесконечным. Когда ребенок постоянно слышит, что ему нельзя, он начинает задумываться: а что же ему можно. Это его расстраивает.
Когда вы постоянно запрещаете ребенку что-либо, он видит в вас преграду для своих действий. И он еще сильнее хочет нарушить ваш запрет. Все это приводит к классической проблеме родителей и детей.
Необходимо. Придерживайтесь позитивного подхода в воспитании ребенка: объясняйте ему, как поступать правильно. Позитивный взгляд на плохое поведение ребенка дает понять, как ему нужно вести себя в тех или иных ситуациях. Замените все ваши запреты положительными альтернативами: для каждого «нельзя» должно быть «что можно сделать вместо этого». Например, вместо утверждения: «Не смотри телевизор» можно предложить: «Поиграй на улице» или «Помоги мне приготовить ужин». Когда вы показываете ребенку альтернативы, он учится принимать правильные решения и сотрудничать с вами.
Наказание и воспитание
Нельзя. Подчиненные не любят начальников, которые не ценят их или наказывают. Начальник может считать, что жесткая дисциплина приводит к хорошим результатам, но подчиненные могут начать искать новую работу. Точно так же наказания ребенка не всегда приводят к дисциплине.
Наказание – это не метод воспитания, а ответное действие на поведение ребенка. Наказание означает, что ребенок не соблюдает границы или не соответствует вашим ожиданиям.
Необходимо. Если вы применяете наказания, чтобы помочь детям регулировать свое поведение, лучше найти для этого другой способ. Наказания ничему не учат ребенка. Вместо этого обсуждайте с ним возможные способы решения проблемы. Если ребенок проявляет плохое поведение, предложите ему хорошую альтернативу, чтобы он понял разницу.
Отсутствие правил
Нельзя. Бывают случаи, когда родители не устанавливают детям никаких правил. И взрослые, и дети ведут себя так, как им заблагорассудится. В таких ситуациях возможны два варианта: ребенок вырастает безо всяких моральных принципов или сам формирует для себя правила, основываясь на последствиях. Второй вариант встречается редко, поэтому для детей крайне важно видеть определенные границы.
Необходимо. Воспитание необходимо, чтобы вырастить ребенка ответственным, счастливым и способным к самоконтролю. Многие родители не устанавливают для ребенка никаких правил, и это вызывает трудности в воспитании. Требуйте от ребенка такой же дисциплины, какой бы вы требовали и от взрослого. Это поможет вам заставить ребенка придерживаться правил.
Одно решение для всех случаев
Нельзя. Воспитывая старшего ребенка и видя хорошие результаты, родители полагают, что теми же самыми методами они смогут воспитать и младшего. Однако старые методы во второй раз могут и не подойти.
Необходимо. Каждая проблема должна иметь свое уникальное решение. Одному ребенку достаточно объяснения на словах, другому необходимо увидеть последствия. Вам нужно понять, что каждый ребенок уникален и имеет свой особый темперамент и набор эмоций. Понимание разницы между характерами ваших детей важно для того, чтобы найти правильные методы их воспитания.
На пути воспитания детей родители сталкиваются со многими трудностями и со многими вознаграждениями. И дети, и родители постоянно учатся и узнают что-то новое.
Обучение ребенка хорошему поведению – скорее, командная работа, чем индивидуальная. В этом вам помогут терпение, любовь, уверенность в себе и позитивный настрой.