Многие родители могут вспомнить ситуации, когда дети говорили неправду, чтобы избежать наказания или, наоборот, получить какие-либо привилегии. Мотивы такого поведения вполне понятны. Однако иногда бывает так, что ребенок рассказывает неправдивые истории просто ради забавы. Такое может случаться часто, и ребенок при этом может не признавать, что его рассказы – ложь. Это сбивает родителей с толку. Они обеспокоены тем, чтобы такие ситуации не переросли в патологическую ложь. Родители не знают, как поступать в таких ситуациях: настаивать, чтобы ребенок признал свою ложь и впоследствии так не поступал, или не обращать внимания, считая, что ребенок это перерастет.
Эксперты по детскому развитию считают, что в таких случаях нет повода для беспокойства. Маленькие дети еще не могут четко видеть разницу между правдой и вымыслом. Более того, такая безобидная ложь может свидетельствовать и о преимуществах ребенка. Как утверждают ученые, дошкольники с высоким уровнем IQ более склонны ко лжи, чем их сверстники. Кроме того, привычка лгать в детстве может быть признаком того, что в юности ребенок сможет хорошо развить социальные навыки.
Разумеется, не все проявления лжи у ребенка могут быть безобидными и такими, над которыми родителям стоит только посмеяться. Так или иначе, в ребенке следует развивать честность. В разном возрасте у ребенка могут быть разные причины для лжи и разные ее проявления. Знание этого поможет родителям воспитать ребенка честным.
Дети до трех лет: первые попытки лжи
Елена, мама двухлетних близнецов Саши и Артема, рассказывает: «Мне часто приходится менять мальчикам подгузники. Однако мне бывает трудно определить, кому именно нужно поменять подгузник в данный момент. Я спрашиваю об этом у детей, и они одновременно называют имена друг друга. Им просто не нравится сама процедура смены подгузника, поэтому они говорят неправду.
Многие дети впервые начинают говорить неправду для того, чтобы отстоять собственные интересы. Родители детей в возрасте 2–3 года подтверждают: в этом возрасте дети отрицают, что они сделали что-то плохое (например, разбили чашку) или говорят неправду, чтобы получить какое-либо вознаграждение.
Нет смысла наказывать ребенка за неправду, пока он не понимает, что говорить неправду – это плохо. Если, например, ребенок дергает кошку за хвост, а родителям говорит, что это делает его воображаемый друг, лучше всего объяснить ему, что кошке больно. Не спорьте с ребенком, пытаясь доказать его вину. Поначалу вообще лучше акцентировать внимание ребенка не на нем, а на результате его действий: вместо того, чтобы спросить: «Это ты разбил вазу?», скажите ему: «Посмотри, ваза разбита». Обвинения приводят к тому, что ребенок еще чаще начинает говорить неправду.
Дошкольники: маленькие дети с большой фантазией
В возрасте 3–5 лет ребенок не всегда видит границу между реальностью и вымыслом, поэтому может рассказывать небылицы о воображаемых друзьях, монстрах под кроватью, говорящих животных и т.д. Ребенок может говорить, что воображаемый друг советует ему поступать определенным образом, например, надевать в школу одежду, которую вы сами не позволили бы ему надеть.
Такие истории дошкольников могут быть простым вымыслом, а также в них ребенок может говорить о том, чего он желает. Часто ребенок настаивает на том, что все, о чем он рассказывает, реально. Психологи утверждают, что такие фантазии ребенка нельзя назвать ложью. Ребенок в таком виде говорит о том, что ему важно.
Если вас беспокоит какая-то конкретная история, которую рассказывает ребенок, посмотрите на нее в широком контексте. Если ребенок выглядит счастливым и его взаимоотношения с реальными людьми не страдают, повода для беспокойства нет. То, что взрослым кажется странным, для ребенка может быть просто способом усваивать новую информацию. Так, например, если ребенок узнает о своих давно умерших родственниках, через некоторое время он может спокойным голосом сказать, что его воображаемый друг умер. И в таких случаях родителям не о чем беспокоиться.
Дети школьного возраста: ложь имеет причину
Рассказывает Ольга, мать 8-летней Светы, 6-летнего Олега и полугодовалой Насти: «Кто-то из старших детей украл из шкатулки Настин браслет из роддома. Оба отрицали свою вину. Я сначала кричала на детей, затем упрашивала их отдать браслет, затем запретила им играть в компьютерные игры до тех пор, пока виновный не сознается. Через некоторое время Олег сказал, что это сделал он. Но когда я стала расспрашивать его, как именно это произошло, он забеспокоился. В конце концов, он признался, что не брал браслет, но взял вину на себя, чтобы прекратить эти расспросы. В этот момент Света, которая в действительности украла браслет, расплакалась».
Желание ребенка взять вину на себя – это показатель важного этапа в развитии ребенка: он может «лгать во благо». Его ложь может принести пользу кому-то другому или помогает кому-то избежать отрицательных эмоций. Это важный шаг в социальном развитии ребенка.
Однако в школьном возрасте ложь не всегда бывает такой благородной. У ребенка может быть множество причин для лжи: например, он может не хотеть вас расстраивать или нести справедливое наказание за свой проступок. Также ребенок может говорить неправду из-за трудностей в школе (например, если ему плохо дается математика, он может говорить вам, что по математике ему ничего не задавали). Прежде чем наказывать ребенка, постарайтесь понять причины его проступка и подумайте, как их устранить.
Дети 8–12 лет: правда и ложь относительны
В среднем школьном возрасте дети обычно формируют понятия о правде и лжи. Но при этом они могут еще не понимать, что в реальности правда и ложь – это относительные понятия.
Говоря о ситуациях, которые можно расценивать по-разному, дети среднего школьного возраста склонны утаивать определенные детали и подавать все в наиболее привлекательном свете. Излишняя скрытность ребенка не означает, что он лжет вам или поступает нечестно. На самом деле скрытность – это признак взросления ребенка. Психологи утверждают, что, если ребенок в 13–14 лет рассказывает родителям абсолютно все, его психика развита недостаточно.
Разумеется, когда ребенок становится более самостоятельным, он может время от времени хитрить. Например, ребенок может требовать от родителей, чтобы они не проверяли его уроки, потому что он уже большой и может делать их самостоятельно. Родители могут согласиться с этими доводами и перестать контролировать ребенка. Однако часто бывает так, что после этого он начнет безответственно относиться к учебе.
Время от времени дети говорят неправду, особенно, если речь идет об уроках, домашних обязанностях и т.д. Лучшая реакция родителей в таких случаях – показать ребенку свое недовольство. Но если ребенок лжет постоянно, возможно, потребуется профессиональная помощь, чтобы разобраться с причинами такого поведения. Возможно, ребенок испытывает тревогу, считает, что не может справиться с ситуацией, и поэтому прибегает ко лжи. Такое поведение также может быть признаком стресса у ребенка. Наконец, ложь может быть признаком развитых социальных навыков ребенка: таким образом он может достигать желаемого.
Чтобы привить ребенку честность, лучше всего показать ему в этом хороший пример. Например, не стоит подталкивать младших детей ко лжи в бытовых ситуациях (например, когда они могут получить льготный билет в кино, сказав, что им меньше лет, чем есть на самом деле). Поговорите с ребенком о том, что ложь плохо влияет на их репутацию и взаимоотношения с окружающими. Помните, что такие уроки ребенок может усвоить не сразу, а только со временем. Но если вы покажете ребенку хороший пример, высока вероятность того, что он вырастет честным человеком.