Дети, которые не сталкиваются с людьми с инвалидностью в семье или ближайшем окружении, с интересом относятся к людям, которые в чем-то отличаются от них. Дети 2-3 лет могут не замечать признаков заболеваний, пока на них кто-то не укажет или если эти признаки не слишком очевидны (например, человек передвигается на костылях или инвалидной коляске, носит темные очки и белую трость).
В четырехлетнем возрасте дети замечают, когда люди едят, разговаривают или ведут себя не так, как другие. Их реакция может быть разной: они могут пристально смотреть на такого человека, задавать ему вопросы или даже беспокоиться о том, не станут ли они сами такими.
От реакции родителей на поведение ребенка в таких случаях зависит то, как он будет вести себя по отношению к людям с инвалидностью в будущем. Родители могут испытывать раздражение или смущение, когда ребенок указывает на человека в инвалидной коляске и спрашивает:
- «Почему он сидит в кресле на колесах?»;
- «Почему он так странно разговаривает?»;
- «Почему он так выглядит?»;
- «Почему эти женщины так двигают руками?»;
- «Почему он так ходит?»;
- «Что случилось с этим человеком?»
Как родителям вести себя в таких ситуациях? Предлагаем несколько советов.
Разговаривайте с ребенком на данную тему. Если ребенок увидел человека с инвалидностью, это может стать хорошей возможностью для того, чтобы поговорить о различиях между людьми. Используйте в разговоре простые слова и фразы. Например, скажите, что женщина разговаривает языком жестов, потому что она не слышит, или мужчина использует белую трость или собаку-поводыря, потому что он слепой.
Позвольте ребенку проявлять любопытство. Ребенок должен иметь возможность свободно делиться с вами своими мыслями. Не жалейте времени, чтобы обсудить данную тему. Маленькие дети особенно любят задавать родителям множество вопросов. Родители должны поощрять любопытство ребенка и в то же время научить его тактичности.
Если ребенок хочет знать больше, предложите ему прочесть книги, в которых объясняются различия между людьми. Книги должны соответствовать возрасту ребенка.
Во многих детских телевизионных шоу также показаны персонажи с инвалидностью. При возможности можно позволить ребенку посидеть в инвалидном кресле – это удовлетворит его любопытство.
Объясняйте просто и соответственно возрасту ребенка. Постарайтесь посмотреть на ситуацию с точки зрения ребенка. Дети не могут долго концентрировать внимание, и поэтому не воспринимают долгие и сложные ответы. Объясняйте честно, но не вдавайтесь в излишние детали. Объясняйте вещи просто, чтобы ребенок мог вас понять. Маленькому ребенку подойдет объяснение: «Наверное, ее ноги не работают так хорошо, как твои». Младшему школьнику можно сказать: «Он может передвигаться в инвалидной коляске по разным причинам. Может быть, он таким родился или попал в аварию». Если вы не знаете ответа на вопрос, так и скажите.
Говорите по сути. Избегайте лишних эмоций. Это поможет ребенку принимать инвалидность как часть жизни. Выделяйте общее, что есть между ребенком и людьми с инвалидностью. Избегайте некорректных слов, таких как «человек с ограниченными возможностями», «недоразвитый», «калека» и т. д.
Будьте внимательны к тому, что говорит ребенок. Обращайте внимание на все тревоги и страхи, о которых он говорит. Детей часто пугает неизвестное.
Будьте позитивны в общении. Инвалидность часто ассоциируется с отрицательными эмоциями, такими как грусть или жалость. Приучите ребенка видеть в человеке с инвалидностью позитивные стороны (например, человека в веселой футболке или человека с хорошим чувством юмора). Рассказывайте ребенку об инвалидности в положительном ключе, например, объясните, как инвалидное кресло помогает справляться с повседневными делами.
Прививайте ребенку уважение к людям с инвалидностью. Если ребенок считает таких людей неполноценными или говорит, что они смешно разговаривают или ходят, поправляйте его. Объясните, что такие слова могут ранить человека.
Убедитесь, что ребенок понимает, что при физической инвалидности человек ничем не отличается остальных в психическом плане.
Показывайте хороший пример. Дети хорошо улавливают дискомфорт, растерянность и негативное отношение к другим людям. На маленьких детей также отрицательно влияет то, что они читают в книгах или видят по телевизору. Поощряйте ребенка делиться своими впечатлениями, обсуждайте с ними прочитанное и увиденное. Используйте фразы типа «Что ты думаешь о…?» Развивайте чувствительность ребенка и объясняйте ему различия между людьми.
Иногда дети хотят пообщаться с людьми с инвалидностью напрямую. В таком случае вы можете обратиться к человеку: «Мой сын интересуется, почему вы передвигаетесь в инвалидной коляске. Не могли бы вы объяснить ему?» Разумеется, некоторые люди не захотят разговаривать на эту тему, но некоторые охотно идут на контакт.
Люди с инвалидностью больше не желают, чтобы к ним относились с жалостью и хотят, чтобы их считали равноправными членами общества. Они ценят то, что родители учат детей принимать различия между людьми и объясняют им, что такое инвалидность.