Пришла пора поставить точку в извечном споре: какого пола детей воспитывать труднее всего. Мамы, воспитывающие мальчиков, говорят, что им приходится тратить намного больше сил и времени, чем матерям девочек. Мальчики непослушны, постоянно дерутся и играют в компьютерные игры.
Матери девочек категорически с этим не согласны. Они говорят, что им приходится бороться со странной модой их дочерей, прививать им хорошие манеры и учить сдерживать негативные эмоции. Кроме того, по мере взросления дочерей их родители сталкиваются с новыми и новыми заботами – от внешнего вида до развития талантов.
Где же истина? Родители часто говорят, что воспитывать мальчиков или девочек труднее, чувствуя фрустрацию по поводу воспитания их собственного ребенка. Конечно, каждый ребенок имеет свои особенности. Его врожденные личностные качества определяют его дальнейшую жизнь. Также определенную роль в этом процессе играет окружение, куда входят и родители. С самого рождения мы относимся к мальчикам и девочкам по-разному. С девочками мы говорим более мягко, а мальчиков берем на руки и подбрасываем в воздух.
Но вместе с тем психика и организм мальчиков и девочек развиваются тоже по-разному. Психологи предполагают, что родители по-разному воспитывают мальчиков и девочек потому, что они отличаются с самого рождения.
Итак, можем ли мы точно сказать, кого труднее воспитывать? Ответ зависит от того, какой аспект воспитания мы имеем в виду. Рассмотрим их подробнее.
Дисциплина. Сложнее с мальчиками
Почему нам кажется, что сыновья нас никогда не слушают? Оказывается, у девочек намного лучше, чем у мальчиков, развит слух. Эта разница только возрастает с возрастом. Девочки лучше воспринимают речь на слух, и у них быстрее развиваются речевые центры головного мозга. Это означает, что девочки лучше отвечают на похвалу или замечания родителей лучше поддаются воспитанию. У мальчиков больше развито осязание. Они нуждаются в том, чтобы их брали на руки, также их дисциплинирует то, что родители ставят их в угол. Они немногословны и более импульсивны, чем девочки. Это особенно заметно в первые годы жизни и в дошкольном возрасте.
Эти различия в развитии мальчиков и девочек приводят родителей к ошибочным выводам. Нормальное поведение мальчиков родителями часто воспринимается как проблемное. Сегодня у мальчиков в 5 раз чаще, чем у девочек, диагностируют различные расстройства (такие как расстройства поведения, биполярное расстройство, гиперактивность, синдром дефицита внимания, нарушения обработки сенсорной информации, оппозиционно-вызывающее расстройство и т.д.). Некоторым детям (чаще – мальчикам) требуется больше пространства и менее жесткие границы, чтобы высвободить накопившуюся энергию.
Физическая безопасность. Сложнее с мальчиками
Родители мальчиков часто не могут объяснить им, что дом – это не спортзал, и здесь нельзя бороться или устраивать бои подушками. Психологи утверждают, что мальчики в целом более непослушны и агрессивны, чем девочки. Рискованное поведение стимулирует центры удовольствия, расположенные в их головном мозге. Поэтому родители оказываются перед выбором: присматривать за сыновьями, чтобы они «куда-нибудь не влезли», или запасаться бинтами и зеленкой.
Однако, как утверждают психологи, исследуя окружающий мир (и набивая при этом шишки), мальчики развивают характер, уверенность в себе и своих силах. Их можно попросить немного сбавить обороты, но и девочкам стоит иногда позволять больше идти на риск. Иногда позволяйте своей дочери перелезть через забор или заплыть на глубокое место в пруду.
Общение. Сначала трудно с мальчиками, затем – с девочками
С рождения девочки с большим интересом рассматривают цвета и текстуры, а также всматриваются в лица, в то время как мальчиков больше интересуют движения (например, мобильный телефон, который отец крутит в руках). Эти особенности влияют на то, как дети рисуют: девочки используют все цвета радуги и рисуют в основном предметы; мальчики предпочитают синий, черный и серебристый цвета и рисуют преимущественно действия – аварии, войны и т.д.
Девочки ориентированы на людей, мальчики – на действия. Поскольку девочки так пристально изучают лица, они лучше читают невербальные сигналы, такие как выражение лица, тон голоса и т.д. Мальчики не только позже начинают говорить, у них меньше словарный запас, и они хуже умеют выражать чувства с помощью слов. В то время, как девочки делятся своими чувствами и деталями событий, а мальчики не понимают, зачем это вообще нужно.
Важное замечание: поскольку мальчики меньше, чем девочки удерживают зрительный контакт, родители могут заподозрить у него аутизм. Многие родители чувствуют большое облегчение, узнавая, что такая особенность их сына вполне нормальна, что так устроен его мозг.
В возрасте 8 лет и старше ситуация становится сложнее: обратной стороной общения становится то, что девочки тратят на нее слишком много энергии. Они слишком много внимания уделяют мелочам: кто, что и кому сказал, кто на кого рассердился и т.д. С ранних лет налаживайте с дочерью открытое общение, чтобы она всегда могла обратиться к вам за советом.
Чувство собственного достоинства. Сложнее с девочками
Развитие здоровой самооценки чрезвычайно важно как для мальчиков, так и для девочек. Психологи утверждают, что девочки в большей мере испытывают неуверенность в себе, потому что они более ориентированы на окружающих и склонны идти на уступки.
В нашей культуре девочек принято воспитывать покладистыми: ставить интересы окружающих выше своих собственных, игнорировать свои потребности. Это приносит вред девочкам. Несмотря на то, что они получают одобрение окружающих, их самооценка страдает.
Приносить пользу и проявлять заботу – эти качества хороши как для девочек, так и для мальчиков. Но именно девочкам они помогают исследовать свою внутреннюю природу и побуждают пробовать что-то новое.
На самооценку девочек сильно влияет их внешний вид. Несмотря на то, что эта проблема касается и мальчиков, для девочек она имеет гораздо большее значение. Естественная полнота, которая возникает в период полового созревания, отличается от неестественной худобы – образа, с которым девочки постоянно сталкиваются в современной культуре.
Обращайте внимание на то, что вы говорите дочерям о теле, питании и физических упражнениях. Например, низкая самооценка у девочки может развиться из-за того, что ее мать критически оценивает свою внешность. Приучайте дочерей слышать собственный голод и сытость. Девочки, которые слышат свое тело, способны контролировать и другие свои инстинкты. Спорт – отличный способ для них развить здоровую самооценку.
Учеба. Сложнее с мальчиками
Современное образование не соответствует природе мальчиков. Учебный день проходит в помещении и с самого начала основывается на наглядном групповом обучении (в то время как мальчикам больше подходит практическое обучение). В младшем школьном возрасте большинство мальчиков отстает от девочек в развитии внимания, самоконтроля, языка и навыков мелкой моторики.
Современная система дошкольного и младшего школьного образования не учитывает тот факт, что психика мальчиков и девочек развивается в разных темпах. Современные учителя часто не обращают внимания на данные возрастные различия.
Единственная область, в которой мальчики преуспевают больше, чем девочки – это предметы, связанные с пространством (например, геометрия). Девочки могут использовать различные участки мозга для восприятия пространства. Задача родителей – дать и мальчикам, и девочкам возможности попробовать себя в трудных для них областях знаний, не оказывая на детей давления.
Итак, как мы видим, в раннем возрасте труднее воспитывать мальчиков, а сложности с девочками возникают позже, в предпубертатном возрасте.