Психологи неоднократно высказывали идеи о том, как родителям лучше всего справиться с плохим поведением детей до 12 лет. Большинство из них сходятся во мнении, что наиболее эффективным методом является психотерапия, как индивидуальная, так и семейная, с участием ребенка.
Расстройства, связанные с нарушениями поведения (такие как оппозиционно-вызывающее расстройство и расстройство поведения) в будущем могут привести к серьезным последствиям: различным психическим расстройствам, насильственному или преступному поведению. Поэтому важно выбрать правильные методы лечения этих расстройств и сделать это как можно раньше.
Для решения проблем, связанных с плохим поведением ребенка, обычно используют различные методы психотерапии: поведенческую, направленную на то, чтобы научить ребенка справляться со своим поведением и развить необходимые для этого навыки; клиент-центрированную, в ходе которой ребенок учится управлять своими эмоциями, исследует свою позицию по отношению к окружающим и восприятие их; игровую, которая направлена на выражение своих чувств в игровой форме, и т. д. Психотерапия может быть групповой или индивидуальной, в ней могут принимать участие дети или родители.
Американские исследователи попытались систематизировать все методы, направленные на решение проблемы плохого поведения ребенка, и выяснить, какие из них дают максимальный результат. В итоге наиболее эффективным психотерапевтическим методом была признана поведенческая психотерапия родителей, в частности, групповая и индивидуальная ее формы с участием ребенка. Эффективность других направлений (например, клиент-центрированной или игровой психотерапии) в решении данной проблемы изучена недостаточно. Ученым еще предстоит разработать методики лечения расстройств поведения детей с помощью указанных терапевтических методов.
Поведенческая психотерапия родителей
Данный метод также известен как тренинг родительской тактики (ТРТ). Он заключается в том, что психотерапевт с помощью специальных программ помогает родителям развить навыки, необходимые для того, чтобы управлять поведением ребенка. Родители учатся формировать правильные модели поведения, поощрять хорошее поведение ребенка, позитивно взаимодействовать и укреплять связь с ним. Поведенческая психотерапия может быть эффективна даже в том случае, если терапевт не использует специальных программ, но при этом его работа основывается на принципах данного метода.
Программы профилактики расстройств
Существуют специальные программы, направленные на улучшение жизни детей, страдающих от расстройств, связанных с плохим поведением. В частности, большое внимание уделено профилактике и коррекции синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Как и в случаях с расстройствами поведения, в лечении синдрома дефицита внимания с гиперактивностью эффективны методы поведенческой психотерапии.
Эксперты рекомендуют при синдроме дефицита внимания у детей 6-12 лет применять поведенческую терапию в сочетании с медикаментозным лечением. Для детей до 6 лет психотерапия должна использоваться на начальном этапе, до применения медикаментов. Для маленьких детей, страдающих от синдрома дефицита внимания с гиперактивостью, методы поведенческой терапии особенно эффективны, если их применяют родители. Таким образом, программы профилактики и коррекции СДВГ могут помочь семьям, в которых дети проявляют плохое поведение. Они помогают родителям повысить компетентность, узнать о различных методах лечения и поведенческой психотерапии, которые могут быть эффективными для ребенка.