Анна, мать 5-летнего Саши, рассказывает: «Я услышала из другой части магазина, как плачет Саша. Когда мы прошли кассу, его истерика усилилась еще больше. В голосе сына одновременно звучали злость и расстройство. Когда мы вышли из магазина, он все еще был расстроен, слезы текли из его глаз. Саша даже отказался от предложенного мною мороженого. Я чувствовала себя неспособной помочь моему ребенку».
Эмоции управляют нашей жизнью. Однако чтобы взять их под свой контроль, необходимо научиться их распознавать. Например, если вы научитесь доверять странным телесным ощущениям, то сможете избежать плохой ситуации.
Дети до 6 лет нуждаются в вашей помощи, чтобы справляться со своими эмоциями
Ранний эмоциональный опыт помогает детям понимать свои чувства. Если вы поощряете в ребенке проявления радости, это становится частью его личности. Если вы уважительно относитесь к эмоциям ребенка как к его уникальным чертам, это будет способствовать его развитию и научит его уважать свои эмоции. И, наоборот, не давая ребенку развиваться, родители вызывают у него обиду и гнев. Если родители игнорируют эмоции ребенка, думая, что это поможет его контролировать, а также учат его подавлять чувства, ребенок недостаточно развивает свой эмоциональный интеллект.
Родители дошкольников должны быть особенно чуткими к эмоциональным потребностям своих детей и понимать, что излишние переживания могут им навредить. Исследования показывают, что сильные переживания наносят ущерб развивающемуся мозгу, вызывая расстройство под названием «острая реакция на стресс», которое отрицательно влияет на социальное развитие ребенка. Поскольку нервная система ребенка постоянно развивается, практически невозможно заметить, что переживания влияют на его развитие.
Родители в чем-то похожи на дирижеров оркестра. Своим отношением к ребенку они могут ослаблять или усиливать его эмоции. Если взрослые не следуют интересам ребенка, а регулярно расстраивают его, он становится тревожным.
Дети не могут самостоятельно, без помощи взрослых, контролировать свои эмоциональные проявления. Родители должны научить ребенка успокаивать его эмоции. Чем младше ребенок, тем больше помощи ему нужно. Это не значит, что родителям необходимо просто наказывать ребенка за плохое поведение, «чтобы он хорошо себя вел». Нет, развитие ребенка происходит по-другому. Наказывая его, вы будете лишь подавлять его развитие.
Вернемся к истории Анны. Ребенок в магазине сигнализировал о том, что он сильно переживает, а мама игнорировала его. Психологи называют это невосприимчивостью. Отзывчивость родителей в отношении к детям приводит к эмоциональной привязанности, способствует развитию высоких умственных способностей и формированию таких моральных качеств, как эмпатия, самоконтроль и совестливость.
Поведение Саши может быть связано с тем, что у него забрали что-то, к чему он проявлял интерес. Это могло вызвать его гнев. С другой стороны, он мог быть расстроен тем, что мама игнорирует его переживания – возможно, она чувствовала себя смущенной или думала, что, если не будет обращать внимания на ситуацию, то ребенок быстрее успокоится. А, может быть, мама забрала у Саши дорогую игрушку и чувствует, что поступила правильно. В любом случае мама была сосредоточена не на потребности ребенка в помощи, а на чем-то другом.
Так что же делать взрослым, чтобы успокоить ребенка?
Наши дети растут в обществе, где взаимоотношения строятся на отзывчивости. Так складывалось на протяжении многих столетий. Общество всегда поддерживало матерей и их детей. Дети прекрасно развивались, чувствуя заботу. Если родители были чем-то заняты, рядом всегда был кто-то, к кому ребенок мог обратиться за помощью. Сегодня во многих развитых странах эта традиция нарушена.
С точки зрения развития, современные дети страдают от отсутствия общественной поддержки. Она усиливает в ребенке чувство причастности и вызывает в нем доверие к окружающему миру.
Но что же могут сделать взрослые в современных условиях?
Ребенок не может обратиться в магазине за помощью к постороннему человеку. Но его можно утешить косвенно. Страдающему ребенку необходимо, чтобы кто-то был рядом с ним.
Если вы стали очевидцем подобной ситуации, вы можете поступить так. Сначала обратитесь к матери ребенка и скажите, что вы переживаете за ребенка и хотите его успокоить. Получив одобрение, скажите ребенку спокойным голосом: «Все в порядке. Все будет хорошо». Затем опять обратитесь к матери и объясните, что чувствует ребенок: «Ребенок не сможет успокоиться без вашей помощи. Успокойте его. Он чувствует себя покинутым. Ваше общение и прикосновения помогут ему успокоиться».
Обычно родители, которые не могут справиться с плачущим ребенком, прислушиваются к такому совету и начинают вести себя по-другому. Обычно они положительно воспринимают новость о том, что их ребенок еще очень маленький и нуждается в их любви и внимании.
Но, если родители не воспринимают ваши советы, вы можете отразить то, что они вам говорят, например: «Я понимаю, вы расстроены поведением вашего ребенка», «Я понимаю, это не мое дело», но вместе с тем выразить свое беспокойство по поводу чувств ребенка. Так или иначе, ребенок не будет чувствовать себя в этой ситуации одиноким.