О том, какое давление испытывают современные подростки, многое было сказано и написано. Но в средствах массовой информации при этом акцент делается на достижениях подростков. Родители хотят, чтобы их дети достигли многого в жизни, поэтому отдают их в спортивные секции, нанимают им репетиторов и т. д. Это вызывает у подростков сильный стресс. Психологи и медики озвучивают тревожную статистику, которая свидетельствует о том, что подростки все чаще используют лекарственные препараты и стимуляторы, чтобы справляться с таким плотным графиком.
Однако есть и другая группа подростков, которая реагирует на стресс другим, менее очевидным способом. Речь идет о подростках, которые находят время для телевидения, компьютерных игр, социальных сетей и общения с друзьями, но не находят его для учебы. Многие из них выполняют лишь минимальные требования, чтобы переходить из класса в класс, и постоянно имеют проблемы с учебой. Тем самым они приводят в ужас своих родителей.
Тем не менее, со стороны такие подростки кажутся невозмутимыми и создают впечатление, будто школа на них совершенно не влияет. Но на самом деле описанное поведение подростков является реакцией на стресс, который они испытывают. Внешний вид обманчив: такие подростки не просто ленивы – на них давят общественные требования, которые они не могут выполнить и которых боятся. И поэтому, сталкиваясь с давлением и чувствуя неспособность справиться с ним, подростки предпочитают отказаться от борьбы.
Многие родители подростков утверждают, что их дети попросту ленивы. Однако на самом деле многие из подростков хотели бы лучше учиться в школе. На первый взгляд кажется, что за нежеланием учиться стоит обыкновенная лень, но, если копнуть глубже, можно увидеть в подростке много противоречивых качеств. Часто бывает так, что подросток хочет преуспеть в учебе, но терпит неудачу и отказывается от дальнейших попыток. Родителям крайне важно понять, что отсутствие старания в учебе еще не означает, что подросток полностью потерял мотивацию. На самом деле он испытывает смешанные чувства по поводу того, что ранее его старания не принесли желаемого результата.
Таких подростков волнуют их будущее и успешность в учебе. Однако в свои 13, 15 или 16 лет они уже обеспокоены тем, что не смогут оправдать ожидания своих родителей, учителей или общества. Это беспокойство скрывается за стеной из видимого безразличия, которую они построили, чтобы защитить себя от критики. Вы можете услышать это в таких типичных фразах подростка: «Экзамены не показывают мой реальный уровень интеллекта и не помогают учиться. Так зачем мне к ним готовиться?» или «Я не собираюсь становиться ботаном, у которого совершенно нет личной жизни».
Современным подросткам в школе приходится намного сложнее, чем их родителям. Независимо от качества образования, которое дает та или иная школа, сегодня подростки прилагают намного больше усилий, чем раньше. За последние двадцать лет срок обучения в школе увеличился с десяти до двенадцати лет, также возросло количество внеклассных мероприятий. Иными словами, детей еще со школы готовят к плотному учебному графику, который ждет их в университете. В то же время у них есть друзья и виртуальный мир, которым подростки посвящают свое свободное время.
Чтобы справиться с таким объемом учебных и внешкольных занятий, подростку требуются организационные навыки. Но мозг подростка сегодня не развивается быстрее, чем раньше. Подростки все еще развивают способности фокусироваться, обращать внимание на детали и планировать. Поэтому неудивительно, что они часто не выполняют свои учебные обязанности. Особенно это касается юношей. Статистика показывает, что число юношей, которые поступает в вузы, сокращается по сравнению девушками. Девушки также проявляют более высокую успеваемость в старших классах школы и в вузах. Юноши чаще, чем девушки, страдают от расстройств обучения и поведения (таких как, например, синдром дефицита внимания с гиперактивностью).
Родители мальчиков-подростков прилагают огромные усилия, пытаясь мотивировать своих детей к учебе. Они каждый вечер контролируют, как их ребенок учит уроки. И это только увеличивает напряжение и уменьшает мотивацию подростка.
Родители устанавливают для своих сыновей нереалистичные стандарты, веря, что, если те будут им соответствовать, то смогут поступить в престижный вуз. Родители подчас упрашивают подростка или угрожают ему. Иногда они даже сами выполняют задания за сына. Несмотря на то, что все это они делают из благих намерений, их тревога и страх только ухудшают ситуацию, которую они пытаются исправить.
Чтобы избежать этого, прежде всего, необходимо меньше оказывать давление на подростков и давать им больше времени для решения проблем.