Современные книги о воспитании детей сильно отличаются от тех, которые читали наши родители. В них все чаще высказываются идеи о том, чтобы отказаться от привычной системы наказаний и поощрений и найти альтернативный способ воспитания. Например, в таких популярных сегодня книгах по воспитанию детей, как «Дисциплина без драм» Дэниела Сигела и Тины Брайсон, а также «Взрывной ребенок» Росса Грина говорится о том, что родителям пора изменить принципы воспитания детей, чтобы вырастить их здоровыми и самостоятельными. Но что мы можем использовать вместо традиционных принципов воспитания?
Во-первых, давайте разберемся, какие именно принципы воспитания современные авторы считают неправильными. В первую очередь, они говорят о необходимости отказа от авторитарного стиля воспитания, под которым обычно понимают воспитание с высокой требовательностью родителей. Авторитарные родители склонны во всем контролировать ребенка, не проявляя к нему эмоциональную теплоту.
Авторитарные родители могут использовать наказания и поощрения как способ контролировать поведение ребенка. Многим учителям и родителям старшего поколения такой подход кажется эффективным. Однако, с точки зрения развития ребенка, этот метод не только неэффективен, но и во многих случаях контрпродуктивен.
Современные детские психологи подвергают критике стратегии воспитания, основанные на поощрениях и наказаниях. По сути, это две стороны одной медали, и они предназначены только для контроля над детьми и удовлетворения потребностей родителей. Более того, воспитание с помощью наказаний и поощрений лишает детей возможности рисковать, развивать творческие способности и учиться саморегуляции.
Итак, если метод наказаний и поощрений контрпродуктивен, какую альтернативу можно предложить родителям? Эксперты по развитию ребенка считают сотрудничество родителей и ребенка лучшим способом решения проблем, связанных с детским поведением. Когда ребенок плохо себя ведет, родители должны не наказывать его, а поговорить с ним, чтобы лучше понять причины такого поведения и потребности, которые за ним стоят, а затем найти вместе с ребенком лучший способ удовлетворить его потребность.
Рассмотрим пример. Семилетний Миша взял деньги из отцовского кошелька и купил на них сладостей. Когда отец Миши узнал о случившемся, он в первую очередь обратил внимание на то, что чувствует гнев и разочарование. Поэтому он взял небольшую паузу, чтобы успокоиться, прежде чем поговорить с Мишей. В разговоре с сыном он сказал, что знает, что тот любит сладости и спросил, есть ли какой-либо другой способ удовлетворить эту потребность, не прибегая к воровству. Миша извинился за свой поступок и сказал, что может просить родителей покупать ему сладости, когда он будет их сильно хотеть, и тогда у него не возникнет желания воровать деньги. Отец обнял Мишу, и они поговорили о честности и доверии и пришли к общему выводу, что лучше говорить о своих потребностях и желаниях, чем удовлетворять их нечестным способом.
Если рассмотреть данный пример, может показаться, что найти общий язык с ребенком довольно просто. Но это не так. Переход от традиционного стиля воспитания к совместным обсуждениям детского поведения требует времени, терпения и энергии. Для некоторых родителей этот процесс может пройти легко, а для других вызвать определенные трудности. И, разумеется, не существует единого рецепта для родителей, как быстрее и легче пройти этот путь. Тем не менее, сотрудничество родителей с ребенком гораздо лучше помогает достичь долгосрочных целей его развития. В результате сотрудничества ребенок понимает, что хорошее поведение нужно не для того, чтобы избежать наказания или получить поощрение, а просто из-за необходимости делать правильный выбор.